Наверх

Расцвет буддизма. Санчи

Мадхья-Прадеш является центральным индийским штатом. Здесь, в местечке Санчи, в 70 км от столицы штата, находится Большая ступа. Люди селились в Санчи с III века до н. э. до XII века н. э. Особую известность эти места получили при императоре Ашоке (273-279 гг. до н. э.) из династии Маурьев, первых императоров, при которых вся Индия была политически объединена. Это была династия воинов-монахов, царей, правление которых основывалось на глубоко сакральных, духовных основах. Основатель династии Чандрагупта (322-298 гг. до н. э.), установивший господство над всей Северной Индией, в конце жизни отрекся от трона, став джайнским монахом. Главным советником Чандрагупты был брахман Каутилья. Сын Чандрагупты Биндусара, сильный и осторожный политик, сумел сохранить могущество державы и передал власть своему сыну Ашоке. Молодой император посвятил свои молодые годы расширению владений и стал править почти всей Индией. Во время похода на государство Калингу, царство, расположенное на территории современной Ориссы, он пережил глубокий духовный кризис. Убийство людей так сильно подействовало на царя-воина, что он поклялся никогда больше не вести войн и завоевать сердца людей с помощью моральных заповедей новой религии – Буддизма. Под влиянием монаха буддизма Упагупты он принял буддизм и стал горячим покровителем этой религии. При Ашоке буддизм из секты превратился в мировое философское направление – Буддизм. Начался золотой век буддизма: повсюду строились ступы, росли общины монахов, процветали учебные заведения буддизма. При Ашоке было построено 84 тысячи ступ – культовых сооружений буддизма, в Индии и Афганистане. От многих из них сегодня не сохранилось и следа, но некоторые ступы, как реликвии буддизма, сохранились до наших дней. Такой является Большая ступа Санчи, связанная с именем Махендры, сына Ашоки, монаха и распространителя буддизма в Шри-Ланке.

Сакральная архитектура буддизма

Ступа – первое культовое сооружение буддизма, появившееся даже раньше храмов. Ступы строились для хранения реликвий и останков святых и архатов (людей, достигших освобождения через нирвану). Существует предание, что основатель Буддизма – Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик. Ступа символизирует собой пять основных стихий в буддизме, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание – это твердость земли – субстанция Земли; сферическая часть в виде капли воды – это субстанция Воды; суживающаяся кверху часть, похожая на язычок пламени – субстанция Огня; полумесяц в виде перевернутого небосвода – субстанция Воздуха; шар с заострением, в виде пламени – Пространство. Это соответствие лежит в основе символики буддизма.

В буддизме есть легенда, что после кремации тела Будды его останки были переданы представителям крупных воинских кланов, которые присутствовали на церемонии, и первые десять ступ в Индии были возведены над этими первыми святынями буддизма. Ступа в Санчи была перестроена во II веке до н. э. и расширена за счет возведения новой ограды. Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). В этой ступе также заложена космическая символика буддизма: высокий круглый цоколь представляет собой землю; куполообразное тело ступы – небо; четырехугольная хармика – гору Меру в центре Земли; центральный шпиль символизирует небесный мир – царство абсолютной Истины в Буддизме. На шпиле три зонта, атрибуты царских церемоний, обозначающие для буддизма, три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Как космическая гора, ось Вселенной, ступа символизирует в буддизме совокупность бытия, персонифицированного в Будде.

В местах пересечения ограды ступы со сторонами света располагаются громадные тораны (ворота), несущие так называемые тройные архитравы. В основе ступы, как в буддизме, так и в индуистских храмах, лежит мандала, магическая диаграмма, графическое изображение космических энергий. Тораны по четырем сторонам света образуют крест, центр которого находится в центре мандалы. Тораны связаны с символикой инициации в буддизме, так как обозначают врата – точку встречи двух миров, земного и сакрального, точку духовного преображения, происходящего с человеком, входящим в пределы храма. Огромный интерес представляют барельефы на торанах и архитравах, символически изображающие самого Будду, события его жизни, а также иллюстрирующие для буддиста, сказания о предыдущих рождениях Будды.

Многочисленные сооружения Санчи помогают восстановить процесс формирования сакральной архитектуры буддизма, воплотившейся в храмах и ступах.

менеджер для связи
Инесса КартинцеваИнесса Картинцева

Авторские и VIP туры

Skype звонок: inessaomtour
ICQ: 640530025
Эл. почта: inessa@om-tour.ru
Евгений ТопорецЕвгений Топорец

Аюрведа

Skype звонок: eugeniyomtour
ICQ: 618414467
Эл. почта: eugeniy@om-tour.ru
Кардашова КамилаКардашова Камила

Аюрведа, Экскурсионные и VIP туры

Skype звонок: kamilaomtour
ICQ: 682662351
Эл. почта: kamila@om-tour.ru
Надежда КашинаНадежда Кашина

Экскурсионные и VIP туры

Skype звонок: nadezda20089
ICQ: 704523302
Эл. почта: nadejda@om-tour.ru
Проскурина МарияПроскурина Мария

Экскурсионные и Авторские туры

Skype звонок: maria.india_2
ICQ: 724563050
Эл. почта: maria@om-tour.ru